Повышение скорости фиксации атомно-молекулярных трансформаций позволит быстрее создавать новые лекарства. Сегодня речь идет о чтении одиночных цепей ДНК, для чего их пропускают сквозь поры.
Андроботы способны регенерировать даже нервные волокна. Преимущество новой технологии в том, что андроботы делаются из собственных клеток человека, это снимает опасность их отторжения иммунной системой.
У юных пловцов в 11-летнем возрасте периметр грудной клетки составляет менее половины длины тела (49,16%), а с 15 лет - более ее половины. У девочек-пловчих в отличие от их сверстниц - не спортсменок отношение обхвата грудной клетки к длине тела более 50% обнаружено уже в 12-летнем возрасте. У мальчиков и девочек, не занимающихся плаванием, этот индекс составляет менее 50%.
Рис. 6
Рис. 7
Рис.8
Абсолютные величины функциональных и силовых показателей у пловцов выше, чем у школьников на всем протяжении возрастного диапазона 11-16 лет. При этом необходимо подчеркнуть, что приросту функциональных возможностей организма предшествуют годы прироста соматических признаков, что подтверждается полученными данными (рис.12).
Установленная закономерность чередования периодов более бурного прироста соматических признаков и периодов "подъемов" функциональных возможностей прослеживается на протяжении всего онтогенеза.
Скачкообразность прироста соматических признаков имеет взаимосвязь с пиками приростов функциональных показателей, что, в конечном счете, определяет направленность тренировочных программ в эти возрастные периоды.
Рис. 9
С возрастом, как и следовало ожидать, увеличиваются показатели ЖЕЛ (жизненная емкость легких). Причем, если в 11-летнем возрасте величина ЖЕЛ у обеих групп испытуемых почти одинакова (у пловцов - 2,25 л, а у школьников - 2,07 л), то затем наблюдается ее бурное увеличение у мальчиков-пловцов и в значительно меньшей степени у школьников. В 16-летнем возрасте ЖЕЛ у пловцов достигает 5,49 л, а у школьников - лишь 3,63 л.
Рис. 10
Наибольшая разница в показателе ЖЕЛ была обнаружена в 15-летнем возрасте (ее величина составляет 2,24 л), что отражает влияние занятий плаванием на дыхательную систему детей и подростков.
У девочек в обеих группах наблюдается та же тенденция. В 11-летнем возрасте разница в показателях ЖЕЛ невелика (у пловчих - 2,61 л, у школьниц - 2,03 л), в 15 лет величина ЖЕЛ пловчих уже составляет 4,00 л, а у школьниц - 3,06 л. Максимальные различия по этому признаку отмечены в 13-летнем возрасте (рис.13).
От величины ЖЕЛ зависят такие показатели, как количество поглощаемого в единицу времени кислорода, степень интенсивности окислительных процессов и т.д.
Рис.11
Рис.12
О развитии дыхательного аппарата можно судить и по величине экскурсии грудной клетки, которая почти во всех возрастных группах у пловцов больше, чем у школьников (рис.11, рис.13). Как видно, занятия спортивным плаванием благоприятно влияют на развитие межреберных мышц туловища, участвующих в акте дыхания, что объясняется спецификой вида спорта, связанной с преодолением сил давления воды во время дыхательных движений пловца. Эта преодолевающая работа способствует увеличению объема легких, приспосабливает организм к максимальному использованию функциональных возможностей мышц.
Тенденция увеличения разницы показателей наблюдается и при сопоставлении данных кистевой динамометрии пловцов обоего пола и их ровесников - не спортсменов. От 11 к 16 годам происходит увеличение данного показателя и у пловцов, и у школьников, однако эти изменения различны (рис.12, рис.14).
Максимальный прирост силы у мальчиков-пловцов имеет место в 14-15 лет (7,48 кг) с первым пиком в 11-12 лет (5,72 кг), у школьников - в 14-15 лет (5,91 кг). У девочек максимальное увеличение кистевой силы отмечается в 11-12 лет (4,51 кг), у школьниц - в 13-14 лет (2,96 кг), т.е. на 2 года позже. Видно, что у юных пловцов, как у мальчиков, так и у девочек, максимальные величины приростов силовых показателей выше, чем у школьников (рис.12, рис.14). Наибольшие различия в показателях силы обнаружены у мальчиков в 15 лет и составляют 7,06 кг, у девочек - в 13 лет и равны 8,29 кг.